ЛИТАВРЫ


ЛИТАВРЫ
(нем. Pauken, итал. Титрапи, франц. Timbales, англ. Kettledrums), наиболее "музыкальный" из ударных инструментов. Л. состоят из полусферического медного таза, отверстие которого затянуто кожею. Ударяя по этой коже и производят звук; при помощи винтов, расположенных по краям таза, она может быть натянута с различной степенью напряжения, вследствие чего высота звучащего тона может быть точно регулируема. Л, в которых завинчивание каждого винта в отдельности заменено особым механизмом, действующим сразу на все винты (благодаря чему получается выигрыш во времени), называются машинными л-ми. На дне таза находится небольшое отверстие (звуковое отверстие), от которого во внутренности таза к перепонке поднимается широкая звуковая воронка, имеющая около полуфута вышины и у устья своего 8–10 вершков в диаметре. Новейшие л. часто делаются без звукового отверстия и без звуковой воронки. Каждая л., если ее не перестраивать, может дать только один тон. В виду этого в оркестре имеется не менее пары л., чем уменьшается необходимость частого перестраивания л. с одной стороны и предоставляется больший простор композитору – с другой. В последнее время число л. в оркестре стали увеличивать до трех (Берлиоз, Лист, Вагнер и др.), что представляет несомненную выгоду как для композитора, так и для литавриста; теперь почти во всех больших оркестрах имеются три л. Л. делаются двух размеров; так назыв. большая л. может быть настроена в объеме гаммы между (большим) F и (малым) с, а маленькая л. – между (большим) В и (малым) f. Первоначальный строй л-р был , – тоника и доминанта строя труб до Баха и Генделя, а также гобоев и флейт. Самым низким тоном большой л. и самым высоким малой л. воспользовался Бетховен в Scherzo девятой симфонии для главного мотива: Прежде, когда л. применялись еще в весьма ограниченных размерах и строились обычно в тонику и доминанту, их считали при нотации транспонирующими инструментами, т.е. указывали вначале строй: Timpani in Es B или in D А, B F и т.п., но нотировали всегда – С G или вернее с G: Способ этот вышел из употребления, когда композиторы стали давать л-м иные тоны, кроме тоники и доминанты (Бетховен, Вебер); в наст время л-ы нотируются, как звучат. Палочки, которыми ударяют по л., снабжены либо деревянными головками, либо кожаными, либо головками из губки; первые дают жесткий, а последние очень мягкий тон. Для достижения особых эффектов было бы практично предписывать применение того или другого сорта палочек. Впрочем большинство литавристов обходится во всех случаях одними палочками с кожаной головкой.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Синонимы:

Смотреть что такое "ЛИТАВРЫ" в других словарях:

  • Литавры — Классификация Ударный инструмент, Мембранофон …   Википедия

  • ЛИТАВРЫ — (араб. el thabl барабан). Род музыкального инструмента; 2 медных полушария, затянутые кожей, по котор. ударяют особой палкой, употребляются попарно в оркестре. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЛИТАВРЫ — ЛИТАВРЫ, литавр, ед. литавра, литавры, жен. (имея в виду укр. политавры, объясняют из греч. poly много и taurea барабаны) (муз.). Ударный музыкальный инструмент в форме двух полушарий, обтянутых кожей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЛИТАВРЫ — ЛИТАВРЫ, авр, ед. а, ы, жен. Ударный мембранный музыкальный инструмент полушария, обтянутые кожей. Бить в л. (также перен.: торжествовать по поводу победы, успехов; обычно ирон.). | прил. литаврный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… …   Толковый словарь Ожегова

  • литавры — сущ., кол во синонимов: 2 • груди (12) • накара (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • литавры — литавры, род. литавр и устаревающее литавров …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Литавры — ЛИТАВРЫ, старин. музык. инструментъ древне перс. происхожденія. Въ Европѣ онъ появляется послѣ Крест. походовъ, а у насъ въ кон. полкахъ иноземн. строя XVII ст. Съ учрежденіемъ при Петрѣ В. регуляр. арміи Л. пріобрѣли значеніе соврем. серебр.… …   Военная энциклопедия

  • ЛИТАВРЫ — ударный музыкальный инструмент, состоящий из металлического (или керамического) полусферического или яйцеобразного корпуса, обтянутого кожаной мембраной. Как правило, используются парами разного размера и высоты звучания. Первые литавры… …   Энциклопедия Кольера

  • литавры — мн. ударный музыкальный инструмент , др. русск. литавры – то же (Борис Годунов, 1589 г.; см. Срезн. II, 24), укр. полiтаври, блр. полiтавры, смол. Из ср. греч. *πολυταυρέα от ταυρέα литавры ; см. Миккола, ВВ 21, 118; Бернекер 1, 725; Фасмер, Гр.… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • ЛИТАВРЫ — У многих народов издавна известны инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого затянуто кожей. Такие инструменты встречаются в Индии, в Африке, в Китае, у славянских народов. Именно от них произошли современные литавры, занимающие… …   Музыкальный словарь

  • литавры — та/вр; мн. (ед. лита/вра, ы; ж.) (от греч. poly много и tauréa барабаны) см. тж. литаврный Ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух полушарий, обтянутых кожей. Установить литавры. Звук литавр. бить в литавры …   Словарь многих выражений

Книги

  • Литавры Солнца, И. Северянин. Игорь Васильевич Северянин (1887 1941) русский поэт Серебряного века, основатель эгофутуризма, заслуженно провозглашённый своим современниками Королём поэтов . Ананасы в шампанском прекрасный… Подробнее  Купить за 505 грн (только Украина)
  • Литавры Солнца, Северянин Игорь Васильевич. Игорь Васильевич Северянин (1887-1941) - русский поэт Серебряного века, основатель эгофутуризма, заслуженно провозглашённый своим современниками "Королём поэтов" ."Литавры солнца"-прекрасный… Подробнее  Купить за 484 руб
  • Литавры Солнца, И. Северянин. Игорь Васильевич Северянин (1887–1941) – русский поэт Серебряного века, основатель эгофутуризма, заслуженно провозглашённый своим современниками «Королём поэтов».«Ананасы в шампанском» –… Подробнее  Купить за 449 руб
Другие книги по запросу «ЛИТАВРЫ» >>